ivdon3@bk.ru
В данной статье представлено исследование о подходе к разработке системы поддержки принятия врачебных решений для выбора формул при расчете оптической силы интраокулярных линз (ИОЛ), применяемых в хирургическом лечении катаракты. Система основана на методах построения рекомендательных систем, что позволяет автоматизировать процесс выбора ИОЛ и минимизировать риск человеческой ошибки. От внедрения системы в практику медицинских организаций ожидается высокая точность и эффективность, значительное сокращение времени, отпущенного на принятие решений, а также улучшение результатов хирургических вмешательств.
Ключевые слова: интраокулярная линза, офтальмология, формулы расчета оптической силы, веб-приложение, машинное обучение, параметры глаза, прогностическая модель, рекомендательная система, точность прогнозирования, врачебное решение
2.3.1 - Системный анализ, управление и обработка информации , 2.3.3 - Автоматизация и управление технологическими процессами и производствами
В статье рассматриваются разработанные авторами методы и подходы для рекомендательной системы, которые направлены на повышение качества реабилитации пациента во время выполнения дыхательных тренировок. С целью описания тренировок, был разработан собственный язык для конкретной предметной области, а также его грамматика и синтаксический анализатор. Благодаря данному языку можно построить дерево, описывающее конкретную тренировку пациента. К полученному дереву применяются два основных метода, рассматриваемых в статье: «Метод для анализа проблемных участков в ходе прохождения тренировок пациентами» и «Метод нечеткого поиска схожих участков в тренировке». С помощью данных методов в работе предлагается анализировать проблемные участки тренировок пациентов во время реабилитации и искать похожие затруднительные участки пациента для подбора похожих упражнений с целью поддержания уровня разнообразности заданий и вовлечения пациента в процесс.
Ключевые слова: рекомендательная система, система управления обучением, реабилитация, медицина, дыхательная тренировка, маркерная система, предметно-ориентированный язык, расстояние Левенштейна
1.2.2 - Математическое моделирование, численные методы и комплексы программ , 2.3.1 - Системный анализ, управление и обработка информации
Результаты клинических исследований являются основным источником информации при осуществлении врачебной деятельности в соответствии с принципами доказательной медицины. На данный момент информационные системы, которые позволяли бы врачу подбирать клинические исследования в рамках нозологии, наиболее соответствующие профилю конкретного пациента, с целью дальнейшего анализа их результатов и подбора терапии, отсутствуют. Коллективом авторов был предложен алгоритм поиска клинических исследований по критериям включения, что в свою очередь позволит значительно повысить эффективность и сократить время поиска и выбора терапии.
Ключевые слова: клинические исследования, алгоритмы критериального поиска, методы критериального поиска, включающие факторы, поиск ближайшего класса, сервисы
1.2.2 - Математическое моделирование, численные методы и комплексы программ , 2.3.1 - Системный анализ, управление и обработка информации
С целью освоение растущих объемов перевозок пассажиров и грузов рассмотрена целесообразность разделения грузового и пассажирского движения на основных направлениях СКЖД, как с технологической, так и экономической точек зрения. Рассмотрены основные требования, предъявляемые к специализированным ходам, что позволяет обеспечить повышение конкурентоспособности железнодорожного транспорта и соответствующего снижения эксплуатационных издержек; увеличение провозной способности и дает возможность освоить дополнительные объемы пассажирских и грузовых перевозок в адрес Южного региона России и Крымского полуострова. В условиях специализации основных направлений СКЖД потребуется соответствующее усиление их инфраструктуры для повышения скоростей движения пассажирских и грузовых поездов, изменение характера работы ряда технических станций и развитие транспортно-пересадочных узлов. Для повышения пропускной и провозной способности пассажирского хода предлагается внедрение технологии интервального регулирования на всем направлении Сохрановка-Ростов-Адлер, а для повышения эффективности управления перевозками на рассматриваемом направлении развитие безбумажных технологий, предусматривающих преобразование речевых команд в письменные стандартные приказы с внесением в автоматизированные журналы.
Ключевые слова: рост перевозок, инфраструктурные ограничения, ликвидации барьерных мест, «Цифровая железная дорога», интервальное регулирование, безбумажная технология, эффективность грузовых перевозок
05.13.10 - Управление в социальных и экономических системах , 05.22.01 - Транспортные и транспортно-технологические системы страны, ее регионов и городов, организация производства на транспорте
В данной работе исследован пуск синхронного двигателя с двухзвенным преобразователем частоты при различных типах нагрузки. Разработана модель двухзвенного преобразователя частоты для синхронного привода с системой управления в системе моделирования PSIM, рассчитаны коэффициенты, имитирующие различные типы нагрузок. Представлены результаты моделирования двухзвенного преобразователя частоты для синхронного двигателя с вентиляторной, конвейерной и постоянной на валу нагрузках. Отмечены основные особенности пуска для каждого из случаев и сделан вывод на основе проведенных исследований.
Ключевые слова: двухзвенный преобразователь частоты, синхронный двигатель с постоянными магнитами, математическая модель, надежность, PSIM
05.13.18 - Математическое моделирование, численные методы и комплексы программ
В данной работе рассмотрены методы, используемые для учета нелинейности магнитных процессов в стали электрической асинхронной машины. Приведены обоснования, доказывающие необходимость аппроксимации кривой намагничивания асинхронных машин для повышения качества регулирования электропривода, а также улучшения управления по энергетическим критериям. В статье также показан подход применения методов учета насыщения в синхронных машинах для асинхронных с помощью преобразованных уравнений.
Ключевые слова: асинхронный двигатель, электропривод, векторное управление, аппроксимация кривой намагничивания
05.13.06 - Автоматизация и управление технологическими процессами и производствами (по отраслям)
В данной работе рассмотрены этапы генерации С-кода алгоритма управления двигателем с помощью инструментов Embedded Coder и STM32 Embedded Target для Matlab/Simulink. На примере выбранного микроконтроллера будут инициализированы его периферийные устройства и подключены к графической модели алгоритма. Помимо этого представлено описание всех блоков и их функции полученной модели. На последнем этапе генерируется код на языке С, готовый для загрузки его в микроконтроллер.
Ключевые слова: Модельно-ориентированное проектирование, Matlab/Simulink, STM32, алгоритм управления, STM32 Embedded Target, Embedded Coder
05.13.18 - Математическое моделирование, численные методы и комплексы программ
В данной работе рассмотрено моделирование синхронного электродвигателя мощностью 5,1 кВт с двухзвенным преобразователем частоты с системой управления, следящей за скоростью на валу в среде моделирования PSIM. Были выбраны IGBT модули под ток нагрузки. При этом скачкообразно изменялась нагрузка на валу от 1,25 до 2 от номинального значения.
Ключевые слова: синхронный двигатель с постоянными магнитами, PSIM, двухзвенный преобразователь частоты, скачкообразное изменение нагрузки
05.13.18 - Математическое моделирование, численные методы и комплексы программ
В данной работе рассмотрены этапы моделирования алгоритма управления состояниями синхронного двигателя с постоянными магнитами. В его основу заложен принцип векторного частотно-токового регулирования. Модель управления создана в пакете Matlab/Simulink, подсистемы которой описаны, и приведена классификация сигналов для микроконтроллера STM32. На последнем этапе промоделированы и визуализированы входные/выходные сигналы системы при разных исходных значениях скорости и тока инвертора, на основании которых сделан вывод о работоспособности модели для её дальнейшей генерации как С-кода и интеграции в микроконтроллер.
Ключевые слова: Модельно-ориентированное проектирование, Matlab/Simulink, STM32, синхронный двигатель с постоянными магнитами, векторное управление
05.13.18 - Математическое моделирование, численные методы и комплексы программ
Выполнен анализ использования приватного вагонного парка, принадлежащего большому количеству собственников, который ранее был в руках одного перевозчика. Результаты анализа показали, что имеют место случаи, когда собственники подвижного состава не считаясь с возможностями перевозчика направляют свои порожние вагоны во встречном направлении, что снижает провозные способности железной дороги и ведет к убыткам. Для повышения взаимодействия перевозчика и оператора предложено создать коммерческий диспетчерский круг в составе диспетчерского центра управления перевозками дирекции управления движением. Диспетчер данного подразделения обеспечивает круглосуточный контроль за продвижением вагонов оператора (Заказчика) на полигоне дороги в соответствии с поданной им заявкой, от момента поступления по междорожным стыкам до прибытия и подачи их под выгрузку на пути общего и необщего пользования грузополучателей на станции назначения. Предложенные меры способствуют повышению производительности вагонов, снижению их рабочего парка, эксплуатационных расходов и стоимости перевозки грузов. Определена эффективность работы диспетчерского круга.
Ключевые слова: приватный парк вагонов, встречное движение порожних вагонов, дополнительная нагрузка на инфраструктуру, инфраструктурные ограничения, создание диспетчерского круга коммерческой диспетчеризации, повышение взаимодействия, эффективность перевозок грузов
05.13.06 - Автоматизация и управление технологическими процессами и производствами (по отраслям) , 05.22.01 - Транспортные и транспортно-технологические системы страны, ее регионов и городов, организация производства на транспорте
Выполнен анализ организации пассажирских перевозок в дальнем сообщении на направлении Центр-Юг. Известно, что перевозки пассажирских и грузовых поездов на сети железных дорог России осуществляется по одним и тем же путям, а динамика их роста опережает развитие пропускной и провозной способности рассматриваемого железнодорожного направления. В связи с этим изучен зарубежный и российский опыт освоения растущих объемов перевозок пассажиров и грузов в условиях инфраструктурных ограничений. Предложены меры поэтапного развития скоростного и высокоскоростного движения пассажирских поездов. Приведена методика расчета эффективности организации рассматриваемых видов движения пассажирских поездов на направлении Центр-Юг.
Ключевые слова: пассажирские перевозки, перспективные объемы, инфраструктурные ограничения, способы освоения, скоростные перевозки, эффективность скоростного движения
05.13.06 - Автоматизация и управление технологическими процессами и производствами (по отраслям) , 05.22.01 - Транспортные и транспортно-технологические системы страны, ее регионов и городов, организация производства на транспорте
Выполнен анализ эксплуатационной работы участковой станции Сальск в условиях увеличения объемов грузовых перевозок на направлении Котельниково-Тихорецкая-9км. Разработаны мероприятия, способствующие развитию инфраструктуры и совершенствованию технологии работы станции и обеспечивающие пропуск растущего объема движения грузовых поездов. Дана оценка экономической эффективности работы станции в условиях реализации предлагаемых мер.
Ключевые слова: участковая станция, анализ работы, пропускная способность, проблемы, мероприятия, технология работы, экономическая эффективность
05.13.06 - Автоматизация и управление технологическими процессами и производствами (по отраслям) , 05.13.10 - Управление в социальных и экономических системах
Приведены результаты анализа существующих и прогнозируемых объемов перевозок экспортных грузов на грузонапряженных направлениях сети железных дорог России в адрес портов Азов-Черноморского бассейна. Установлено, что рост объемов перевозок опережает развитие провозной способности исследуемых железнодорожных направлений. В связи с этим изучен зарубежный и российский опыт освоения растущих объемов перевозок грузов в условиях инфраструктурных ограничений за счет организации тяжеловесного движения поездов. Предложены меры развития тяжеловесного движения поездов. Приведена методика расчета эффективности организации тяжеловесного движения на одном из участков Северо-Кавказской железной дороги.
Ключевые слова: экспортные перевозки, перспективные объемы,инфраструктурные ограничения, способы устранения, эффективность тяжеловесного движения
05.13.01 - Системный анализ, управление и обработка информации (по отраслям) , 05.22.01 - Транспортные и транспортно-технологические системы страны, ее регионов и городов, организация производства на транспорте
В статье описаны современные разработки мультисенсорных систем типа «электронный нос». Основой портативных мультисенсорных систем типа «электронный нос», является газочувствительный блок, состоящий из твердотельных газоаналитических сенсоров. Представлены типы сенсоров. Изложены основные направления исследований авторов.
Ключевые слова: количественный анализ, химический сенсор, аппаратно-программный комплекс, твердотельный газоаналитический сенсор, газочувствительный блок, электронный нос, ПАВ-сенсор, оптический химический сенсор, мультисенсорная система
05.11.13 - Приборы и методы контроля природной среды, веществ, материалов и изделий
Разработан полноцикловой пилотный комплекс конверсии природных и попутных нефтяных газов в синтетические углеводороды по методу Фишера-Тропша, включающий все основные стадии технологии GTL. Проведены экспериментальные исследования по синтезу моторных топлив из «модельного» состава газа. Наличие стадии предриформинга обусловлено необходимостью удаления углеводородов С2+, приводящих к дезактивации катализатора конверсии. Показано, что получаемый синтез-газ на стадии конверсии может быть использован в синтезе углеводородов по методу Фишера-Тропша. Разработанный композитный катализатор позволяет осуществить однореакторное получение высококачественных моторных топлив, объединив стадии синтеза углеводородов из СО и Н2, их гидрокрекинга и гидроизомеризации
Ключевые слова: попутный нефтяной газ, технология GTL, синтез Фишера-Тропша, синтетические жидкие углеводороды
05.13.01 - Системный анализ, управление и обработка информации (по отраслям) , 05.17.01 - Технология неорганических веществ