ivdon3@bk.ru
Междисциплинарность является основополагающей категорией функционирования всех систем современной науки, она достигается посредством конвергенции и становится новой формой образовательной среды. В статье представлены концептуальные основы комплексного моделирования целостной системы подготовки специалиста инженерного вуза, актуализирующие междисциплинарные требования к образовательным результатам. Общенаучной базой исследования выбрана методология системного подхода, позволившая разработать универсальный алгоритм дисциплинарного синтеза всех циклов обучения. В результате решения задачи функциональной адаптации образовательной модели на базе интегративных параметров формируется информационная модель междисциплинарных связей. В качестве дидактического продукта междисциплинарной интеграции выступают междисциплинарные цикловые комплексы, управляющим алгоритмом функционирования которых является методология строения и развития общефилософской категории «научная картина мира». Показано, что включение методологических оснований данной категории в процесс организации целостности обучения инженера обеспечивает формы синтеза научного знания на всех уровнях образовательной среды – внутрипредметном, междисциплинарном и трансдисциплинарном. Тем самым реализуется идея конвергенции содержания образования как средства повышения уровня интеграции, что напрямую коррелирует с фундаментальной целью инженерной подготовки – формирование целостного мировосприятия и научного мировоззрения будущего специалиста. Приведен пример методологической организации образовательного процесса инженерного вуза в рамках междисциплинарного подхода.
Ключевые слова: образовательная модель, алгоритм проектирования, стратегия системного моделирования, функциональная адаптация модели, управляющие алгоритмы, междисциплинарность, уровни конвергенции знаний
05.13.18 - Математическое моделирование, численные методы и комплексы программ