×

Вы используете устаревший браузер Internet Explorer. Некоторые функции сайта им не поддерживаются.

Рекомендуем установить один из следующих браузеров: Firefox, Opera или Chrome.

Контактная информация

+7-863-218-40-00 доб.200-80
ivdon3@bk.ru

Региональные особенности развития лизинга в сфере малого предпринимательства

Аннотация

Г.И. Брялина

В данной статье рассматриваются необходимость, проблемы и перспективы развития рынка лизинговых услуг для субъектов малого предпринимательства. Региональные особенности, пути совершенствования лизинга представлены на примере малого предпринимательства Республики Башкортостан.
Ключевые слова: Малое предпринимательство, Лизинг, Регион, Республика Башкортостан.

08.00.05 - Экономика и управление народным хозяйством (по отраслям и сферам деятельности)

В современных российских условиях материально-техническая база предприятий и организаций изношена, морально и физически устарела, ремонтная база промышленности, сельского хозяйства, строительства и транспортного хозяйства также изношена и требует обновления, к тому же подавляющее большинство предприятий и организаций не имеет достаточных собственных финансовых средств для производственных капиталовложений. Всё это свидетельствует о том, что существует значительный рынок потенциальных потребителей лизинговых услуг.
Сложившийся рынок лизинговых услуг развит неравномерно: по регионам Российской Федерации: удельный вес количества лизинговых компаний в Европейской части РФ составляет 79,7%;  на Урале и Западной Сибири – 14,9%, в Восточной Сибири и на Дальнем Востоке – 5,4%. Выявлено также процентное соотношение объема лизинговых сделок в стоимостном выражении по объектам лизинга. Так, на долю железнодорожного автомобильного и авиационного транспорта приходится 56,8% сделок, осуществляемых в настоящее время. Следовательно, транспортная составляющая, как объект лизинговой деятельности в России, преобладает над объектами лизинга, в качестве которых выступают: телекоммуникационное оборудование – 17,1%, сельскохозяйственная техника – 13,1%, энергетическое оборудование – 5,2%, строительная техника – 4,2%, пищевое и холодильное оборудование – 3,6% [1, 25].
Можно выделить следующие проблемы, сдерживающие развитие лизинговых услуг в российской экономике: отсутствие общей стратегии развития отечественного лизинга; недостаточная разработанность нормативно-правовой  базы лизинговой деятельности, высокие ставки кредитования и высокий уровень налогов. Но, несмотря на это, большое значение для развития малого предпринимательства имеет активное использование преимуществ лизингового инвестирования. Процесс развития лизинга в сфере малого предпринимательства нуждается в совершенствовании. В связи с этим существует необходимость в четком определении направлений развития лизинга, приводящих к его эффективному использованию на практике субъектами малого предпринимательства. Исследование проблем применения лизинга в сфере малого предпринимательства и путей их решения приобретает большой научный и практический интерес.
В «Прогнозе социально-экономического развития Российской Федерации на 2011 год и на плановый период 2012 и 2013 годов», подготовленном Минэкономразвития РФ, особо выделяется такой блок государственной поддержки малого и среднего предпринимательства, как развитие лизинга малых и средних компаний и развитие специализированной инфраструктуры имущественной  поддержки предприятий. Рынок лизинга в России очень мал – около 90 млрд. рублей, из которых только четверть – это лизинг оборудования. Направив на развитие лизинга 3 млрд. рублей действительно можно существенно расширить предложение для малых компаний по данному направлению. В этот блок включается субсидии федерального бюджета на развитие лизинга оборудования субъектами малого и среднего предпринимательства предоставляются на реализацию следующих мероприятий:  субсидирование процентов и предоставление целевых грантов на уплату первого взноса в размере, не превышающем 1 млн. рублей. [2,164].
Рассмотрим региональные особенности развития рынка лизинговых услуг на примере Республики Башкортостан. В Башкортостане достаточно активно применяются лизинговые способы финансирования приобретения оборудования, транспортных средств и др. Так, в 2008 г. на условиях финансового лизинга приобретено 26% машин и оборудования, что на 5% больше предыдущего года. Использование лизинга как одной из форм инвестирования в условиях ограниченности финансовых ресурсов имеет широкую перспективу в решении проблем технического перевооружения производства [3]. В РБ активно реализуется Закон «О развитии лизинговой деятельности в Республике Башкортостан», согласно которому лицам, осуществляющим инвестиционную деятельность в виде лизинга, предоставляются государственные гарантии.
В 2009 году была успешно реализована республиканская программа развития субъектов малого и среднего предпринимательства в РБ. Одним из направлений этой программы стало формирование лизингового фонда для предоставления субъектам малого и среднего предпринимательства основных средств на условиях лизинга. На формирование лизингового фонда для предоставления субъектам малого и среднего предпринимательства основных средств на условиях лизинга в течение года было выделено 66000  млн. рублей, из которых 20000 млн. выделено из бюджета РБ [4]. Ответственным исполнителем является Государственный комитет Республики Башкортостан по предпринимательству и торговле и Фонд развития и поддержки малого бизнеса РБ. Целью реализации данного вида финансовой поддержки является обеспечение субъектов малого предпринимательства основными средствами на условиях лизинга. Приобретение основных средств осуществляется за счет средств лизингового фонда, порядок формирования и использование которого определяется решением Правительства Республики Башкортостан. На получение данного вида финансовой поддержки имеют право претендовать субъекты малого и среднего предпринимательства.
Субъектам малого и среднего предпринимательства на условиях лизинга предоставляются следующие виды основных средств:

  • промышленное и технологическое оборудование;
  • сельскохозяйственная техника и оборудование;
  • спецтехника, транспортные средства.

В целях обеспечения надлежащего исполнения обязательств по договору лизинга субъект малого и среднего предпринимательства оплачивает Фонду аванс в размере не менее 10% от стоимости приобретаемых по договору лизинга основных средств.
Срок предоставления основных средств субъектам малого и среднего предпринимательства на условиях лизинга не может превышать 36 месяцев.
Лимит средств, выделяемых Фондом за счет средств лизингового фонда на одного субъекта малого или среднего предпринимательства на приобретение основных средств на условиях лизинга, не может превышать 3 (трех) миллионов рублей.
Лизинг является основным способом государственной поддержки в приобретении новой сельскохозяйственной техники с использованием бюджетных средств.
Поставки сельхозтехники по федеральному лизингу производятся с 1994 г. В 1997 г. получил развитие республиканский лизинг. На лизинговой основе в Башкортостан всего поставлено 8435 единиц техники и оборудования на сумму 3,5 млрд. руб., из них за счет средств бюджета республики – 4899 единиц техники на 2,1 млрд. руб. По республиканскому лизингу только за 2007-2008 гг. приобретено 800 единиц сельскохозяйственной техники на сумму 620 млн. руб., что в 5 раз больше ассигнований предыдущих лет [3].
В рамках реализации Республиканской программы развития субъектов малого и среднего предпринимательства в Республике Башкортостан на 2008 год оказана поддержка в виде субсидирования на начальной стадии становления бизнеса и ранее понесенных затрат 118 субъектам малого предпринимательства на общую сумму 24 653 339,01 руб., в том числе 7 субъектам малого предпринимательства по субсидированию части лизинговых платежей на сумму 1 000 000 руб. По сравнению с 2008 годом в 2009 году субсидирование части лизинговых платежей увеличилось в 18 раз и составила 18 310 800 руб., и количество субъектов получивших субсидии по части лизинговых платежей возросло более чем в 9 раз и составило 64 субъекта [3]. Это свидетельствует о том, что государственная политика направлена на развитие малого предпринимательства и со своей стороны разрабатывает и внедряет различные программы по поддержке предпринимателей.
Большая роль в программе уделяется пополнению активов гарантийного фонда для предоставления поручительств субъектам малого предпринимательства и организациям инфраструктуры. Целью реализации данного вида финансовой поддержки является обеспечение доступа субъектов малого предпринимательства, организаций инфраструктуры к кредитным и иным финансовым ресурсам, развитие системы гарантий и поручительств по обязательствам субъектов малого предпринимательства, организаций инфраструктуры, основанных на кредитных договорах, договорах займа и лизинга. Объем ответственности по средствам гарантийного фонда по договору поручительства не может превышать 70% от общего объема необходимого обеспечения, определенного финансовой организацией, в части возврата фактически полученной заемщиком суммы кредита (займа, лизинговых платежей) и уплаты процентов за пользование.
Также предусмотрено субсидирование части лизинговых платежей, которое предоставляется в размере 10% от общей суммы уплаченных лизинговых платежей по договорам лизинга.
По данным Фонда развития и поддержки малого предпринимательства Республики Башкортостан в 2009 году на субсидирование части лизинговых платежей наибольшее количество заявок было подано в области торговли, однако одобрено из этого количества всего 7. По количеству поданных заявок на втором месте находится сфера производства. Подано заявок 68 и ровно половина из них одобрена. В сферу услуг подано 25 заявлений и всего 4 одобрено. Наименьшее количество поданных заявлений на выделение субсидий в таких видах деятельности как здравоохранение, образование, гостиничный и ресторанный бизнес, заявлений соответственно: 2,1,2. Одобрено из них только одно заявление в области здравоохранения. Также следует отметить сельское хозяйство. 12 предпринимателей подали заявки на субсидирование по средствам лизинга, из них одобрено только одной третьей. По количеству выделенных средств лидирующее место занимает производство, выделено 9 658 656,57 рублей. Далее торговля, транспорт и связь, субсидии в эти виды деятельности составляют соответственно 2 692 789,30 и 1 328 377,04 рублей. Наименьшее количество средств выделено в строительство 152 676,75. В сельское хозяйство выделено 799 956,99 рублей. Итого было подано заявлений по всем видам деятельности 219, одобрено 64. В общем, выделено 18 310 800,00 рублей [5].
Рынок лизинга в Башкортостане сейчас динамично развивается: он появился как одно из направлений деятельности финансовых структур – перспективное, но не самодостаточное. На первом этапе им занимались случайные посредники. В конце 1990-х доминировал «лизинг поневоле»: был крупный производитель, который хотел что-то продать, был покупатель, у которого не хватало денег, и лизинг в регионах, в том числе и у нас в республике, воспринимался как выход из положения. Затем ситуация изменилась, лизинг пополнил продуктовые линейки республиканских банков. В 1998 году в России принят Закон «О лизинге» – лизингу дали возможность формироваться уже как отдельному, вполне самодостаточному виду бизнеса.
Эта предыстория породила, соответственно, три типа игроков на этом рынке. Во-первых, дочерние компании банков, в которых лизинг занял объемы, достаточные для автономного существования. Например, вышедшая из Башкортостана лизинговая компания «УРАЛСИБ» занимает сейчас одно из лидирующих мест на лизинговом рынке.
Вторая категория игроков – операторы крупных производителей техники и промышленного оборудования, для которых лизинг остается естественным продолжением политики стимулирования продаж своей продукции. К ним относятся Башсельхозтехника, Уралнефтехимстрой, Лизингстроймаш, Уфа-строймех и др.
Третья группа лизинговых компаний – это самостоятельные независимые финансовые институты лизинга. В Башкортостане - это «Соната», «Лизинг-инвест, «Таис плюс, «БА-ДЕК-Лизинг» и др.
На наш взгляд, складывается адекватная конкурентная среда на республиканском рынке лизинговых услуг, в результате можно ожидать улучшения условий лизинга, и расширения лизинговых продуктов и услуг. Отмечается такая тенденция развития республиканского рынка: лизинг постепенно рассредоточивается из Уфы по всей республике.
Слабое место лизинга в РБ – это перекос в сторону автотранспорта. Однако ситуация начинает меняться, и участники рынка констатируют рост и других направлений лизинга, например, возрастает спрос на лизинговые услуги со стороны предприятий торговли, полиграфии, пищевой, деревообрабатывающей и строительной отраслей. Также следует отметить, что сельскохозяйственные предприятия в РБ начали получать высокопродуктивный племенной скот по лизингу. Из бюджета Республики Башкортостан было выделено 200,0 млн. рублей на приобретение сельскохозяйственной техники для личных подсобных хозяйств, которая была передана по лизингу с удешевлением на 60,0%. Поступили в республику и переданы личным подворьям на условиях лизинга 215 тракторов с полным комплектом прицепного инвентаря (плуги, косилки, прицепы, пресс-подборщики и другие) [6].
Таким образом, можно утверждать, что в Республике Башкортостан имеются все необходимые условия для полноценного развития здоровой лизинговой индустрии. Принятые нормативно-правовые документы свидетельствуют о пристальном внимании со стороны региональных властей к лизингу как к инструменту оперативного обновления основных средств производства и оживления региональной экономики.
Для  стимулирования развития лизинга в сфере малого предпринимательства можно предложить следующие основные направления совершенствования управления лизингом, сгруппированные по следующим направлениям:

1. Формирование информационной базы о лизинге для субъектов малого предпринимательства:

  • систематизация и распространение информации обо всех действующих лизинговых компаниях;
  • проведение семинаров со всеми заинтересованными организациями и предприятиями;
  • издание практического пособия по лизингу.

2. Создание консультационных центров с целью информирования субъектов малого предпринимательства о специфике совершения лизинговых операций в сферах:

  • налогообложения и правовой защиты сделок;
  • управленческого и бухгалтерского учета и отчетности;
  • разработки инвестиционных проектов и бизнес-планов;
  • финансового обеспечения.

3.Сотрудничество государственных органов с лизинговыми компаниями для определения форм и объема государственной      поддержки лизинга в малом предпринимательстве:

  • выявление потенциальных возможностей лизинговых компаний по работе в сфере малого бизнеса;
  • помощь в подготовке  персонала по лизинговому обслуживанию малых предприятий;
  • подготовка      рекомендаций      и      технических      заданий      по финансированию для лизинговых компаний, ориентированных на работу с субъектами малого предпринимательства.

Совершенствование законодательства о лизинге:

  • уточнение правовой основы с целью исключения споров о природе лизинга и устранение на практике различных трактовок лизинговых сделок;
  • разработка    юридических    актов    и    нормативных    документов, облегчающих     доступ     малых     предприятий     к     лизинговому обслуживанию.

4. Совершенствование налогового механизма лизинга путем предоставления малым предприятиям – участникам лизинга инвестиционных налоговых льгот.

Последовательная деятельность фондов поддержки малого предпринимательства по данным направлениям должна привести к активизации работы региональных предпринимательских структур по развитию лизинга на конкретных территориях. В качестве основного показателя эффективности такой работы, целесообразно использовать оценку количества вновь создаваемых консультационных пунктов при региональных центрах малого предпринимательства, основной задачей которых является внедрение лизинговых отношений в сферу малого бизнеса на местах.
Дальнейшее совершенствование лизинга, как инструмента инвестиционной деятельности малого предпринимательства, позволит увеличить темпы развития малого предпринимательства во всех регионах РФ и позволит ему стать не только предпринимательским ресурсом, но и важным инструментом создания занятости населения и обеспечения социальной стабильности.

Литература

1.Вахитов Д.Р. Становление и развитие отечественного рынка лизинговых услуг как формы инвестиционной деятельности. Автореферат диссертации на соискание ученой степени доктора экономических наук. – Москва, Российская экономическая академия им. Г.В. Плеханова, 2009. – 50 с.
2. Прогноз социально-экономического развития Российской Федерации на 2011 год и на плановый период 2012 и 2013 годов. // Официальный сайт Министерства экономического развития РФ. [Электронный ресурс] – Режим доступа: http://www.economy.gov.ru/minec/activity/sections/macro/prognoz/doc20100923_07 (дата обращения: 18.01.2011).
3. Рахимов М.Г. Особенности регионального опыта современной инвестиционной политики на примере Республики Башкортостан.// Недвижимость и инвестиции. Правовое регулирование.– 2009. – №4.
4. Республиканская программа развития субъектов малого и среднего предпринимательства в Республике Башкортостан на 2009 год // http://www.mbbash.ru/programma2009.html
5. Пресс-релиз по собранию учредителей Фонда развития и поддержки малого предпринимательства Республики Башкортостан. // http://www.mbbash.ru/press_reliz.html?cat=1
6.Постановление Правительства Республики Башкортостан от 2 июня 2009 года №197 «О порядке формирования и использования лизингового фонда для предоставления субъектам малого и среднего предпринимательства основных средств на условиях лизинга в Республике Башкортостан» // http://www.mbbash.ru/lizin.html