×

Вы используете устаревший браузер Internet Explorer. Некоторые функции сайта им не поддерживаются.

Рекомендуем установить один из следующих браузеров: Firefox, Opera или Chrome.

Контактная информация

+7-863-218-40-00 доб.200-80
ivdon3@bk.ru

Новые правила начисления, уплаты и отчетности по ЕСН

Аннотация

Т.В. Зверева

В статье отражены новые требования, предъявляемые к начислению и уплате страховых взносов в 2010году. Рассмотрены наиболее актуальные вопросы, связанные с отменой единого социального налога.
Ключевые слова: единый социальный налог, страховые взносы в Пенсионный, Медицинский, Фонд Социального страхования № гос. регистрации 0420900096\0039

08.00.05 - Экономика и управление народным хозяйством (по отраслям и сферам деятельности)

С 2010 года единый социальный налог будет отменен1. Вместо него организации будут  платить страховые взносы, и отчитываться по ним во внебюджетные фонды: Пенсионный, Медицинский и Фонд Социального страхования. Контроль за правильностью исчисления, полнотой и своевременностью уплаты страховых взносов в государственные внебюджетные фонды возложен на Пенсионный фонд Российской Федерации и его территориальные органы в отношении страховых взносов на обязательное пенсионное страхование, уплачиваемых в Пенсионный фонд Российской Федерации, и страховых взносов, уплачиваемых в фонды обязательного медицинского страхования, и Фонд социального страхования Российской Федерации и его территориальные органы в отношении страховых взносов но обязательное социальное страхование на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством, уплачиваемых в Фонд социального страхования Российской Федерации.
При начислении взносов понятие облагаемого объекта практически осталось таким же, как и для единого социального налога. Так, работодатели-организации и предприниматели должны начислять взносы в ПФР, Фонд соцстраха, ФФОМС и ТФОМС на выплаты и иные вознаграждения в пользу физических лиц по трудовым, гражданско-правовым и авторским договорам. Единственное, но очень существенное отличие от главы 24 НК РФ - отсутствие взаимосвязи с признанием расходов. Так, объектом для начисления страховых взносов являются даже те выплаты, которые не отнесены к затратам для целей исчисления налога на прибыль. С 2010 года страховые взносы будут начисляться на выплаты физическим лицам независимо от того, уменьшают они налогооблагаемую прибыль или нет. Таким образом, теряет смысл способ оптимизации в виде выплаты вознаграждений за счет чистой прибыли.
Что касается базы для начисления страховых взносов, то она по-прежнему определяется как сумма выплат и иных вознаграждений за расчетный период (он равен году) за минусом сумм, не облагаемых взносами. Но есть два глобальных отличия.
Первое – отмена регрессивной шкалы ставок.
Второе отличие – введение предельной величины налоговой базы в отношении каждого физического лица.
В 2010 году лимит будет равен 415 000 рублей. Это значит, что как только доход работника превысил это значение, бухгалтерия прекращает начисление взносов. Следовательно, продолжает действовать метод оптимизации в виде выплаты зарплаты на нескольких менеджеров с последующим распределением. Начиная с 2011 года предельный размер базы к начислению страховых взносов, будет индексироваться исходя из роста средней заработной платы в РФ.
Сумма вознаграждений по гражданско-правовым договорам по-прежнему не будет облагаться взносами в ФСС
Теперь, о тарифах для исчисления страховых взносов. В 2010 году тарифы взносов будут повторять ставки ЕСН без учета регрессивной шкалы. Суммарная ставка составит 26%.  В ПФР - 20%, в ФСС -2,9%, в ФФОМС -1,1% и в ТФОМС - 2%. Пенсионные взносы распределятся следующим образом. Для лиц 1966 года рождения и старше все 20 % пойдут на страховую часть. Для лиц 1967 года рождения и младше на страховую часть пойдет 14%, и на накопительную - 6%.
Начиная с 2011 года тарифы страховых взносов возрастут и буду составлять: в ПФР - 26%, в ФСС -2,9%, в ФФОМС - 2,1% и в ТФОМС -3%. Суммарная ставка достигнет 34%.
Пенсионные взносы распределятся следующим образом. Для лиц 1966 года рождения и старше все 26 процентов пойдут на страховую часть. Для лиц 1967 года рождения и моложе на страховую часть пойдет 20%, и на накопительную - 6%.
В 2010 году для отдельных категорий налогоплательщиков предусмотрены пониженные тарифы:
1. Организации и предприниматели на ЕНВД, а так же применяющие УСНО, а так же общественные организации инвалидов и налогоплательщики, производящие выплаты инвалидам 1,2 и 3 групп в отношении этих выплат, исчисляют и уплачивают только взносы в ПФ по ставке 14%, как это было 2009 году.
2. Сельскохозяйственные производители, за исключением применяющих единый сельскохозяйственный налог (ЕСХН), уплачивают следующие страховые взносы в размере 20%:
- в ПФ – 15%, из них для лиц 1966 года рождения и старше вся сумма направляется на финансирование страховой части трудовой пенсии, а для лиц 1967 года рождения и моложе 9,8% – на финансирование страховой части, 6% – на накопительную.
- в ФСС – 1.9 %
- в ФФОМС – 1,1%
- в ТФОМС – 1,2 %.
3. Организации и индивидуальные предприниматели, применяющие единый сельскохозяйственный налог (ЕСХН), уплачивают страховые взносы в размере 10.3 %, по следующим тарифам:
- в ПФ – 10,3%, из них для лиц 1966 года рождения и старше вся сумма направляется на финансирование страховой части трудовой пенсии, а для лиц 1967 года рождения и моложе 4,3% – на финансирование страховой части, а 6% – на накопительную. В ФСС, ФФОМС ТФОМС по ставке – 0 %.
С 2010 года отменяется ограничение размера пособий по временной нетрудоспособности, по беременности и родам и ежемесячного пособия по уходу за ребенком. Согласно, новым правилам, пособия будут исчисляться в размере 100% от фактического заработка застрахованного лица, на который начисляются страховые взносы на обязательное социальное страхование. Максимальный размер пособий будет соответствовать максимальной заработной плате, при которой осуществляются отчисления на социальное страхование. В 2010 году эта сумма составит 34583 рубля. Соответственно максимальный среднедневной заработок составит 1136,99 руб (415000: 365). При это следует помнить, что из ст.255 НК РФ исключена норма, позволяющая работодателям учесть при исчислении налога на прибыль расходы на доплаты к пособиям, производимые для доведения их до размера, соответствующего реальному среднедневному заработку. Размер максимальных выплат по пособиям по уходу за ребенком так же изменился, и составил 13833,33 руб. (415000 : 12 х 40%).
В отличие от единого социального налога, страховые взносы нужно начислять и уплачивать отдельно в каждый внебюджетный фонд. В общей сложности бухгалтеру нужно оформить четыре платежных поручения: в ПФР, в ФСС, в ФФОМС и в ТФОМС, и указать в каждом соответствующий счет федерального казначейства. Перечислить деньги нужно не позднее 15-го числа месяца, следующего за отработанным.
Для уплаты страховых взносов в ПФ и фонды ОМС введены новые коды бюджетной классификации (КБК):
39210202010061000160 – для страховых взносов в ПФ на выплату страховой части пенсии;
39210202020061000160 – для страховых взносов в ПФ на выплату накопительной части пенсии;
39210202080061000160 – для взносов в ПФ организаций, использующих труд членов летних экипажей воздушных судов гражданской авиации, на выплату доплат к пенсии.
39210202100081000160 – для страховых взносов в ФФОМС
39210202110091000160 – для страховых взносов в ТФОМС
39310202090071000160 – для страховых взносов в ФСС
Следует отметить, что по данным КБК осуществляются платежи за 2010 год.
Если в платежке стоит неправильный номер счета Федерального казначейства, КБК или наименование банка-получателя, и это привело к неверному зачислению денег, то обязанность по уплате взносов не считается выполненной. За несвоевременное перечисление взносов фонда начисляют пени.
Необходимо рассмотреть вопрос, каким образом будет осуществляться зачет переплаты?
Решение о зачете или возврате принимают (ч. 2 ст. 26, ч. 3 ст. 27 Закона N 212-ФЗ):
- органы ПФР – по пенсионным взносам и страховым взносам на ОМС;
- органы ФСС РФ – по взносам по нетрудоспособности и материнству.
Зачет страховых взносов возможен строго в рамках того бюджета, в который они зачисляются (ч. 1, 21 ст. 26, ч. 2 ст. 27 Закона N 212-ФЗ).

Переплата страховых взносов
по виду бюджета

         
Платежи, по которым возможен зачет         

Пенсионные взносы
в бюджет ПФР     

1. В счет предстоящих платежей по пенсионным взносам в бюджет ПФР                             
2. В счет погашения задолженности по пеням и штрафам в
бюджет ПФР                                           

Взносы по        
нетрудоспособности
и материнству(ВНиМ) в   бюджет ФСС РФ    

1. В счет предстоящих платежей по страховым взносам по ВНиМ в бюджет ФСС РФ
2. В счет погашения задолженности по пеням и штрафам в бюджет ФСС РФ                                        

Страховые взносы 
на ОМС в бюджет  
ФФОМС            

1. В счет предстоящих платежей по страховым взносам на
ОМС в бюджет ФФОМС                              
2. В счет погашения задолженности по пеням и штрафам в
бюджет ФФОМС                                         

Страховые взносы 
на ОМС в бюджет  
ТФОМС            

1. В счет предстоящих платежей по страховым взносам на
ОМС в бюджет ТФОМС.                               
2. В счет погашения задолженности по пеням и штрафам в
бюджет ТФОМС                                         

   Переплату по страховым взносам можно зачесть или вернуть. Для этого бухгалтер должен написать заявление в течение трех лет со дня перечисления. При этом зачесть переплату можно только в счет будущих платежей или недоимки по этому же фонду. Так, не получится зачесть взносы, излишне уплаченные, например, в ПФР, в счет недоимки соцстраха. Что касается возврата суммы излишне уплаченных страховых взносов в Пенсионный фонд Российской Федерации, то согласно ч. 22, ст 26 Закона 212-ФЗ возврат не производится в случае, если по сообщению территориального органа Пенсионного фонда Российской Федерации сведения об излишне уплаченных страховых взносах представлены плательщиком страховых взносов в составе сведений индивидуального (персонифицированного) учета и учтены (разнесены) Пенсионным фондом Российской Федерации на индивидуальных лицевых счетах застрахованных лиц в соответствии с законодательством Российской Федерации об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования.
По окончании отчетного периода (квартала, полугодия, девяти месяцев и календарного года) бухгалтер должен заполнить и сдать два расчета.
Первый – в Пенсионный фонд по взносам в ПФР, ФФОМС и ТФОМС. Предоставить его нужно до 1 -го числа второго календарного месяца, следующего за отчетным периодом (до 1 мая, 1 августа, 1 ноября, 1 февраля).
Второй расчет – в ФСС РФ по взносам на социальное страхование на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством. Срок его сдачи - до 15-го числа календарного месяца, следующего за отчетным периодом (до 15 апреля, 15 июля, 15 октября, 15 января).
В 2010 году компании и предприниматели, у которых среднесписочная численность работников превышает 100 человек, обязаны предоставлять расчеты в электронной форме и скреплять ее электронной цифровой подписью (ЭЦП). Остальные плательщики взносов вправе отчитываться на бумаге.
Начиная с 2011 года в электронном виде будут отчитываться организации и ИП со среднесписочной численность работников более 50 человек. К тому же добавится ежеквартальная отчетность по персонифицированному учету в Пенсионный фонд (до 2011 года сдавать персонифицированные сведения нужно раз в год).
Непредоставление в срок расчета грозит плательщику санкцией в размере 5 процентов от суммы взносов, подлежащих уплате по данному расчету, за каждый полный или неполный месяц со дня, установленного для сдачи. Сумма штрафа не может превышать 30 процентов взносов к уплате и не может быть менее 100 рублей. Задержка, превышающая 180 дней, влечет штраф в размере 30 процентов подлежащих уплате взносов плюс 10 процентов за каждый полный или неполный месяц, начиная со 181-го календарного дня. Максимальная величина санкции здесь не предусмотрена, а минимальная составляет 1000 рублей. Кроме того, за задержку расчетов предусмотрена ответственность по новой редакции КоАП РФ. Административный штраф (от 300 до 500 рублей) заплатят должностные лица компании. Обратите внимание: данный вид наказания не применяется к индивидуальным предпринимателям.
За неуплату или неполную уплату взносов ревизоры оштрафуют на 20 процентов от неуплаченной суммы. Если проверяющие заподозрят умышленное сокрытие взносов, санкция увеличится до 40 процентов.
Отказ в предоставлении документов, необходимых для проведения проверок, влечет наказание в размере 50 руб. за каждый несданный документ. Введена и административная ответственность для должностных лиц организаций – от 300 до 500 рублей. А за непредоставление проверяющим информации о начисленных больничных и декретных - отдельный штраф в размере от 300 до 500 рублей. Эти санкции не применяются в отношении ИП.

   Фонды будут проводить камеральные и выездные проверки. Камеральные проверки назначают фонды, получившие расчеты по взносам. Соответственно, камеральные ревизии по взносам в ПФР, ФФОМС и ТФОМС проводит Пенсионный фонд. Камеральную проверку по взносам в ФСС проводит Фонд соцстраха. Никакого специального решения для камеральной проверки не требуется. Если такая проверка не выявит нарушений, то фонд не составляет акт и не сообщает о результатах плательщику. Если же сотрудники фонда обнаружат ошибки или несоответствия, она потребуют, чтобы плательщик предоставил пояснения, либо внес исправления.
Выездные проверки будут проводиться не чаще, чем 1 раз в три года совместно с Пенсионным фондом и ФСС РФ, во время которых будут проверять не только правильность исчисления взносов и своевременность их уплаты, но и предоставление сведений персонифицированного учета.


1 Федеральный закон от 24.07.09 № 212-ФЗ "О страховых взносах в Пенсионный фонд Российской Федерации, Фонд социального страхования Российской Федерации, Федеральный фонд обязательного медицинского страхования и территориальные фонды обязательного медицинского страхования" и Федеральный закон от 24.07.09 № 213-ФЗ "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации и признании утратившими силу отдельных законодательных актов (положений законодательных актов) Российской Федерации в связи с принятием Федерального закона "О страховых взносах в Пенсионный фонд Российской Федерации, Фонд социального страхования Российской Федерации, Федеральный фонд обязательного медицинского страхования и территориальные фонды обязательного медицинского страхования"