×

Вы используете устаревший браузер Internet Explorer. Некоторые функции сайта им не поддерживаются.

Рекомендуем установить один из следующих браузеров: Firefox, Opera или Chrome.

Контактная информация

+7-863-218-40-00 доб.200-80
ivdon3@bk.ru

Нелегальная миграция: финский опыт анализа и решения проблем

Аннотация

Шегельман И. Р., Гладков С. С.

Дата поступления статьи: 20.08.2013

Показана острота проблемы миграции в зарубежных странах. Рассмотрен финский опыт анализа, контроля и предотвращения проблем, связанных с незаконной миграцией.

Ключевые слова: анализ, контроль, миграция, нелегальная миграция.

08.00.05 - Экономика и управление народным хозяйством (по отраслям и сферам деятельности)

В последние годы правительства многих стран, общество и средства массовой информации усилили внимание  к состоянию, вызовам и путям с одной стороны успешного использования миграции для решения кадровых проблем в различных сферах деятельности, с другой преодоления возникающих при неконтролируемой миграции негативных политических, социально-экономических, демографических, коммуникативных и др. явлений, включая обострение миграционной ситуации в различных регионах России.
Не случайно в 2013 г. в России принят Федеральный закон «О внесении изменений в статью 3221 Уголовного кодекса Российской Федерации», направленный противодействие незаконной миграции, укрепление правопорядка в обществе и национальной безопасности России (http://kremlin.ru/acts/17277). Как отмечено в работе [1], во многих странах ЕС возникали острые столкновения в области миграционной политики. Миграционная политика России строится на федеральном уровне, однако, основные проблемы и последствия проявляются на локальном уровне отдельных регионов, округов, территорий [2].
По данным Центрального банка данных по учету иностранных граждан ГИСМУ ФМС России за первое полугодие 2013 года на территорию Российской Федерации въехало свыше 11,3 млн. иностранных граждан (на 9,9 % больше, чем за аналогичный период 2012 года). 75,9 % из всех въехавших на территорию Россию мигрантов составляют граждане стран СНГ. В первую десятку лидеров, по количеству въехавших, также вошли Китай (3,06 % от общего количества въехавших) и Германия (2,0 %). 71,7 % от общего числа въехавших на территорию России составляю мужчины. Около 79,5 % от общего количества поставленных на миграционный учет составляют граждане стран-участниц СНГ, из которых 52,6 % являются гражданами Узбекистана (1,1 млн чел.), Таджикистана (491 тыс. чел.) и Украины (278 тыс. чел.).
На территориях Центрального и Северо-Западного федеральных округов осуществляют трудовую деятельность 60,0 % иностранных работников. Основной поток трудовых мигрантов приходится на Москву, Санкт-Петербург, Ленинградскую и Московскую область, Краснодарский край.
Наибольшая часть иностранных работников занята в строительной отрасли (37,8 %), далее следуют: сфера услуг (16,3 %), обрабатывающие производства (10,2 %), оптовая и розничная торговля (7,8 %). Количество квалифицированных и высококвалифицированных зарубежных специалистов, осуществляющих трудовую деятельность, в 2013 году составило 32105 чел. [3]
Как отмечает С. В. Ходенко, миграционные процессы и подвижность населения являются сложными в понимании их объективной' природы, обладают саморазвитием и усложнением их структурной составляющей, то есть, признаками эволюционного процесса [4].
В связи с этим миграция должна стать объектом политического контроля и регулирования [5], при которых целесообразно использовать опыт Финляндии, которая решающая задачи инновационного развития в условиях демографических и миграционных проблем превратилась в одну из передовых стран в области высоких технологий.
Для Финляндии характерны высокие показатели в использовании способностей человека [6], [7], [8], а для развития экономики привлекаются иммигранты, способные существенно увеличить уровень и объемы НИОКР и активизировать предпринимательство [9].
В то же время в Финляндии серьезнейшее внимание уделяется исследованию обстановки в сфере нелегальной миграции и взгляд на это явление с точки зрения различных государственных органов Финляндии и разрабатываются планы по повышению эффективности мер, направленных на противодействие нелегальной миграции, а также оцениваются возможные тенденции ее развития. Благодаря этому, хотя действующая в Финляндии система иммиграции зачастую используется некоторыми иммигрантами с нарушениями, государственные органы страны способны их выявлять и пресекать. Работа по противодействию нелегальной миграции заключается в выявлении и предотвращении незаконного въезда в страну и попыток организации такого въезда. Противодействие связанной с нелегальной миграцией преступности заключается в пресечении индивидуальных либо организованных преступными группами попыток использовать в своих интересах лиц, оказавшихся в затруднительном положении, и направлять их как нелегальных мигрантов в Финляндию либо другие страны ЕС.
17 октября 2012 года Рабочая группа по внутренней безопасности правительства премьер-министра Финляндии Ю.Катайнена (http://valtioneuvosto.fi/hallitus/ministerityoryhmat/fi.jsp#turvallisuus) утвердила «Программу действий по противодействию незаконной иммиграции на период 2012-2015 г.г.» Программа содержит рекомендации для 21 государственного органа Финляндии, которые ответственны за реализацию законодательных решений в данной сфере. Центральное место в программе уделяется задаче обновления законодательства, влияющего на проблему нелегальной иммиграции (основы данного обновления заложены в Программе правительства премьер-министра Катайнена), а также проблеме повышения эффективности направленной на противодействие нелегальной миграции деятельности государственных органов Финляндии, в первую очередь,  ускорения процессов принятия и реализации принятых решений. Действующая в рамках вышеуказанной Программы под руководством полиции межведомственная рабочая группа в свою очередь способствует противодействию нелегальной иммиграции путем выдвижения предложений по совершенствованию взаимодействия между государственными органами Финляндии, в том числе законопроектов. Данная рабочая группа также осуществляет мониторинг обстановки в сфере нелегальной иммиграции, а также готовит доклады министерской группе по внутренней безопасности о реализации мероприятий Программы. В докладах анализируется обстановка в сфере нелегальной миграции и ее изменение, полученные данные используются для подготовки предложений о совершенствовании деятельности различных государственных органов Финляндии.   Отдельно в межведомственной рабочей группе осуществляется подготовка доклада о реализации рекомендаций, содержащихся в Программе [10].
В связи с изложенным представляет интерес опыт Финляндии, изложенный в докладе [11] о ситуации в сфере нелегальной миграции и противодействии этому явлению в Финляндии, который подготовлен межведомственной рабочей группой по обеспечению внутренней безопасности в соответствии с утвержденной 17.10.2012 года «Программой противодействия  нелегальной иммиграции на период 2012-2015 г.г.» [10] и отражающий положение дел с нелегальной иммиграцией в Финляндию в 2012 году, тенденции изменения форм связанных с этим явлением противоправной деятельности, а также используемые различными государственными структурами Финляндии методы противодействия  нелегальной иммиграции.
В соответствии с принятой в ЕС «Стратегией пограничной безопасности», противодействие нелегальной миграции осуществляется 1) в странах отправления и транзитных странах 2) на приграничных территориях 3) на границе 4) внутри страны. Этот принцип используется в Финляндии как для организации работы в сфере миграции, так и для оценки ее эффективности. Основные функции по противодействию нелегальной миграции в Финляндии осуществляют полиция, пограничная служба, МИД и его представительства за пределами страны (далее – диппредставительства), таможенная служба, прокуратура, трудовая инспекция, а также министерство внутренних дел (при выдвижении законодательных инициатив, определяющих государственную политику в сфере миграции).
За последние годы  в Финляндии ежегодно выявлялось от 3000 до 7000 человек, незаконно находящихся на территории страны. Примерно 90 % из них прибыли в Финляндии через внутренние границы ЕС, в основном через Швецию. В 2012 году было выявлено 3623 находящихся без соответствующего разрешения лиц, что примерно на 10 % больше, чем в 2011 году. Большинство нелегальных иммигрантов прибыли из Ирака, России, Сомали и Афганистана.
Данные наблюдений показывают, что большинство нелегальных иммигрантов прибывают в Финляндию самостоятельно, хотя на заднем плане действуют организации, обеспечивающие поездку и получающие экономическую выгоду.  Значительная часть правонарушений, связанных с визами и видами на жительство, вызывается нелегальной иммиграцией. Преступным организациям удается все лучше использовать в своих интересах систему выдачи видов на жительство в Финляндии, в том числе, с помощью добываемой из Интернета информации.
Финляндия известна эффективной системой контроля над приемом и пребыванием иностранцев, решительными мерами по депортации нелегальных иммигрантов. Эффективное взаимодействие различных государственных органов Финляндии в работе по противодействию нелегальной иммиграции помогает сохранить стабильную обстановку в стране в сфере миграции.

Список литературы:

  1. Игонин Д. И. Дискурсивные основания государственной миграционной политики в современной России (федеральный и региональный аспекты) [Текст]: автореф. дисс. … канд. полит. наук. – Казань: Казанский (Приволжский) фед. ун-т, 2012. – 22 с.
  2. Джамангулов К. Э. Международная трудовая миграция на постсоветском пространстве [Текст]: дисс. … канд. социол. наук. – Новосибирск: Институт эконом. и организации промышленного производства СО РАН, 2007. – 210 с.
  3. Расширенное совещание при руководителе Федеральной миграционной службы/ 26/11/2013 URL^ http://www.fms.gov.ru/press/news/news_detail.php?ID=69630
  4. Ходенко С. В. Миграционные процессы и их влияние на формирование постоянного населения России [Текст]: дисс. … докт. экон. наук. – М.: Институт социально-политических исследований РАН, 2011. – 358 с.
  5. Ефимов Ю. Г. Миграция в современном политическом процессе [Текст]: дисс. … докт. полит. наук. – Ставрополь: Ставропольского гос. ун-т.., 2011. – 289 с.
  6. Воронин А. В., Шегельман И. Р. Зарубежный опыт интеграции университетов // Инженерный вестник Дона. – 2013. – № 2. [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://ivdon.ru/magazine/archive/n2y2013/1642. Загл. с экрана. – Яз. русский.
  7. Федорова А. Ю. Промышленные кластеры и переход к новому технологическому укладу: исторический аспект и перспективные тенденции // Инженерный вестник Дона. – 2012. – № 4 (часть 2). [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://www.ivdon.ru/magazine/archive/n4p2y2012/1288. Загл. с экрана. – Яз. русский.
  8. Фиговский О. Л. Опыт инновационного развития за рубежом // Инженерный вестник Дона. – 2012. – № 4 (часть 2). [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://www.ivdon.ru/magazine/archive/n4p2y2012/1482. Загл. с экрана. – Яз. русский.
  9. Рудаков М. Н., Шегельман И. Р. Экономика и миграция: опыт Финляндии. [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://economics10.ru/article/d09cd0b8d0b3d180d0b0d186d0b8d18f.aspx. Загл. с экрана. – Яз. русский.
  10. Laittoman maahantulon vastainen toimintaohjelma 2012-2015. Sisäasiainministeriön julkaisusarja. Helsinki 37/2012. [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://www.intermin.fi/download/38506_372012_Lama_toimenpideohjelma_web.pdf. Загл. с экрана.  Яз. финский.
  11. Laittomanmaahantulon arviointiraportti 2012. 20.3.2013. [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://www.poliisi.fi/intermin/biblio.nsf/DAC0F233E9FF27E6C2257B59004514C1/$file/laitonmaahantulo_poliisihallinto.pdf. Загл. с экрана.  Яз. финский.