×

Вы используете устаревший браузер Internet Explorer. Некоторые функции сайта им не поддерживаются.

Рекомендуем установить один из следующих браузеров: Firefox, Opera или Chrome.

Контактная информация

+7-863-218-40-00 доб.200-80
ivdon3@bk.ru

Современные основы организации жилой среды воспитанников кадетских корпусов

Аннотация

В.И. Мухин, А.В. Александрин, Н.Ю. Жданкин, Э.Р. Саркисян

На конкретных примерах рассмотрена современная основа формирования жилой среды воспитанников кадетских корпусов и определены направления для её совершенствования путем градостроительного вмешательства.
Ключевые слова: воспитанник, кадетский корпус, размещение, жилая среда, планировочная организация, социально-демографические параметры, инфраструктура.

05.23.22 - Градостроительство, планировка сельских населенных пунктов

Основа организации жилой среды воспитанников кадетских корпусов МО РФ и других силовых ведомств важна тем, что в иерархической системе военного образования, в которой заложена поэтапная идея воспитания защитников Родины, именно кадеты занимают нижнюю ступень, верхнюю - высшие учебные заведения, а в военных округах подготовка кадров сегодня проходит в окружных учебных центрах.
В настоящее время существуют основы планировочной организации жилой среды, разработанные градостроительной наукой, суть которых заключается в ее соответствии процессам повседневной жизнедеятельности. Рассматривая состав участников этой жизнедеятельности такого подготовительного военно-учебного заведения, как кадетский корпус, понимание учебно-жилой территории расширяется до границ военного городка и включает планировочные элементы – участки и зоны, жилые ячейки, что в общей сложности конкретизирует типологическую характеристику объекта [1].
Применять эти теоретические разработки в качестве исходных данных для организации жилой территории воспитанника кадетского корпуса необходимо, однакоотметим, что их будет не вполне достаточно. Образовательный процесс, начинающийся у воспитанника в стенах корпуса, этим не заканчивается, а переходит в более сложную стадию в военном вузе у курсанта, затем продолжается на службе у офицера. На всех этапах становления воспитанника офицером комфорт среды обитания, детерминированный социально-демографической ситуацией, имеет все основания к устойчивому росту.
Планировочная система кадетского корпуса связана как подсистема с более общей градостроительной системой (городской структурой). Специализация исследования на формирование среды обитания задает порядок построения моделей по уровням городской структуры, функциональной зоны и жилой ячейки [2].
Социальная инфраструктура является важным показателем развитости обслуживания населенного пункта, параметры которой отличаются, в зависимости от статуса, людности, структуры населения, его занятости, географического положения и т.п. Ведомственные нормативные документы задают построение социальной инфраструктуры военных городков в значительной степени автономной от города [3].
В настоящее время вычленение элементов воинской среды из структуры городов, а подчас и продажаих территорий, происходит нередко без предварительногоизучения. В планировке городов остаются воинские здания и сооружения, представляющие особую ценность как памятники, удельный вес которых весьма значителен. О данной особенности говорят исследователи Санкт-Петербурга, отмечая опасность неизбежных утрат исторического наследия при смене владельцев воинских архитектурных комплексов [4].
При общем сокращении численности, а также, в последнее время участившемся, объединениивоенно-учебных заведений с повышением их статуса принятым направлением на совершенствование образовательного процесса, своеобразным фоном служит рост числа подготовительных военно-учебных заведений для воспитанников.
К действующим суворовским и Нахимовскому училищам добавлены кадетские корпуса, имеющие общие правила построения (организационные, педагогические принципы и т.д.). Отличия некоторых кадетских корпусов заключаются в наборе наиболее младшего контингента, а с переходом на 7-летний срок подготовкитребуют тщательного изучения, как перспективных[5, 6].
Не секрет, что размещение воинских объектов, в том числе и заведений воспитанников, в городской застройке сложилось задолго до появления современных градостроительных норм и правил. Размещение вышеуказанных заведений определялось как дислокацией, так и специфическойчертойданных объектов, а уже затем упорядочивалось в ходе формирования планировочных структур.
Специфической чертой размещения 17 корпусов и училищ воспитанников, находящихся в Министерстве обороны РФ на 2011 год, населенные пункты, классифицируемые как крупнейшие, крупные и большие города. Практически половина заведений находятся в гг. Москве и Санкт-Петербурге, а 5 – в крупных городах. Данные объекты находятся в городской черте в условиях сложившейся застройки или исторического центра города, реже на периферии.Статус поселений свидетельствует о достаточной развитости системы обслуживания населенных мест и, следовательно, возможности предоставления услуг населению военных городков, услугами которой могут пользоваться не только воспитанники, но и все население[2].
Вместе с этим, имеет место пример деления территорий подготовительных военно-учебных заведений воспитанников на несколько военных городков (например, четырех - в Кронштадтском морском кадетском корпусе) в сложившейся планировке. В таких случаях разделение военных городков сопровождается пересечениями людских и транспортных потоков, вследствие сложившейся улично-дорожной сети населенного пункта, что не может положительно сказаться на построении жилой среды для воспитанников вышеуказанного заведения.
В плане функциональности зонирование территорий учреждений воспитанников значительно отличается от общевойсковых военных городков. Преобладание учебных и жилых видов деятельности как совмещенных, так и разделенных по времени на одних и тех же участках, определяет эти виды как основные с соответствующим планировочным развитием территории.
Состав объектов обслуживания, определенный типовым нормативным перечнем ВСН «Общевойсковые здания», распределен по военным городкам неравномерно. Два кадетских корпуса, размещенные на территории военных вузов, не имеют в своем составе элементов обслуживания (военно-технический кадетский корпус, кадетский корпус радиоэлектроники) [1].
Специальных зданий учебно-жилого и другого назначения непосредственно для воспитанников в большинстве военно-учебных заведений изначально не предусматривалось. Реализован принцип приспособления существующих строений.
Следует отметить значительный дефицит или отсутствие учреждений, предусмотренных даже общевойсковыми нормами. Чрезвычайно остро стоит вопрос по специализированным общежитиям с соответствующим оборудованием, спортивным зданиям и плоскостным сооружениям, залам и бассейнам, а в отдельных военных городках столовым, местам проведения свободного времени и многого др.
Архитектурно-конструктивное состояние определено капитальностью зданий большинства военных городков: капитальность не ниже 2-го класса. На сегодняшний день низкий класс капитальности имеют здания старой постройки из-за сгораемых перекрытий, стропильных систем и др., техническое состояние большинства зданий кадетских корпусов фиксируется в среднем 50%-м физическим износом [1].
Сегодняшнее благоустройство военных городков заведений для воспитанников ввиду организации территории без учета специфических функциональных требований, выполненное как типовое, следует признать как неудовлетворительное.
Рассматриваемые объекты не оказывают существенного неблагоприятного воздействия на окружающую среду. Количество единиц учебного и служебного транспорта минимально, как правило, не превышает 10. Основное загрязнение исходит от транспортных средств города в виде выбросов, шума, водоемов с неочищенными стоками и (или) непроточных, высоким уровнем загрязнения почв на прилегающих к оживленным магистралям территориям учреждений воспитанников.
Вопрос противодействия террористическим угрозам ранее во внимание не принимался, поэтому специальногооборудования в планировке и застройке территорий кадетских корпусов не наблюдается. Состояние ограждений, контрольно-пропускных пунктов, выходящих на улично-дорожную сеть магистралей, допускает прямое или косвенное поражение участников образовательной деятельности. Средств обнаружения опасных для воспитанников и персонала устройств не предусмотрено.
Другими важными факторами, которыми обладает планировочная структура центра города, является «центральность» размещения и людность территории. В настоящее время экономические условия определяют активность освоения территории и связываются с перспективой вложения средств. Подобное положение определяет следующий принцип формирования территории корпуса в функциональном и визуальном отношении– коммуникативность.
К примеру, в Военно-техническом кадетском корпусе просматривается кооперация территорий самого корпуса и военного вуза в структуре учебно-жилой системы, в которой содержатся такие элементы, несвойственные теоретической модели, как зона парка техники и вооружения (военная техника отсутствует за исключением транспортных средств). В кооперации территории участвуют хозяйственная и складская зоны, в расчетные показатели которых заложены нормы запаса материальных средств по видам довольствия личного состава, вооружения и техники как для общевойскового военного городка, что в данных условиях требует значительных расходов на содержание территории учебного заведения.
Существует 3 этапа профессионального становления воспитанника в воинской среде при 3-летнем сроке обучения (адаптация, стабилизация, профессиональная ориентация). При переходе на 7-летний срок подготовкии связи с набором наиболее младшего контингента (с 10 лет), следует пересмотреть организацию жилой средыдля воспитанника, которая должна соответствоватьновым этапам подготовки (их как минимум уже 4)[2].
При 3-летнем сроке обучения контингента не было четкого разграниченияусловий учебно-жилой среды,а при переходе на 7-летний срок подготовкиэти условия крайне необходимы[7].
Летние лагеря, которые входят в структурурассматриваемых военно-учебных заведений, единойпланировочной организации не имеют. Частоэто территория воинской части, военного вуза, либо арендована у гражданских учебных заведений (спортивная база или оздоровительный центр). В настоящее время ситуация по созданию военных учебно-научных центров с перспективойвхождения в нихи кадетских корпусов становится всё более размытой, однако структурой учебно-воспитательного процесса летний лагерь предусмотрен при каждом учебном заведении для воспитанников[8].
В результате анализа размещения воспитанников подготовительных военно-учебных заведений следует отметить, что на сегодня необходим комплексный подход в градостроительном отношениипо организации жилой среды кадета, в целях реализации задач системы военного образования споэтапной идеей воспитания будущих защитников государства.

Литература

    1.Жданкин Н.Ю. Принципы формирования планировочной структуры кадетского корпуса воспитанников Вооруженных сил. Сборник научных статей сотрудников ВИТУ, Выпуск 10 - СПб.: ВИТУ, 2009.- С. 79.
    2.Александрин А.В., Жданкин Н.Ю. Планировочная организация среды обитания воспитанников кадетского корпуса Вооруженных сил. Сборник материалов 62-ой Международной научно-технической конференции молодых ученых, Ч. 2 – СПб.: ГАСУ, 2009. – С. 44.
    3.ВСН 34-95. Планировка и застройка военных городков. Нормы проектирования. – М.: МОРФ, 1994.
    4.Славина Т.А. Армия и флот в историческом центре современного Санкт-Петербурга /Санкт-Петербург и Вооруженные силы: Сб. статей научно-практической конференции. Вып. III/ Под ред. д. чл. РААСН, д-ра архит. Т. Славиной и д-ра архит. В. Мухина / ВИТУ. – СПб., 1998.
    5.Постановление Правительства Российской Федерации от 11 июня 1996г. Об утверждении Положения о суворовских военных, нахимовских военно-морских  училищах и кадетских (морских кадетских) корпусах и Положения о военно-музыкальных училищах и музыкальных кадетских корпусах. Собрание законодательства Российской Федерации №26 1996 г. Ст. 3135.
    6.Директива МО РФ № Д – 30 от 21 апреля 2008 г. "Об организации перехода СВУ и НВМУ МО РФ на 7-летний срок обучения".
    7.Постановление Правительства Российской Федерации от 30 апреля 2008 г. №328 «Об утверждении Типового положения о суворовских военных, нахимовских военно-морских, военно-музыкальном училищах и кадетских (морских кадетских) корпусах».
    8.Меморандум от 20.12.2008г. «О создании в Кронштадте военного учебно-научного центра».